Александр и Вячеслав Маркаловы - организаторы одного из первых в Мячково аэроклубов. В нашем "Аисте-М" научились летать многие известные москвичи. Но прежде, чем пришла пора взлета самого клуба, им пришлось вместе с отцом пройти долгий и нестандартный путь в авиацию.
Началом создания аэроклуба стало строительство самодельного самолета "АИСТ-123М". Строительство продолжалось восемь лет на Станции юных техников Волгоградского района Москвы. В разные годы в создании самолета принимало участие большое количество энтузиастов, но основным звеном выступали Маркалов Анатолий Максимович и сыновья Александр и Вячеслав.
Говорит Председатель Правления Аэроклуба "Аист-М" Александр Маркалов:
- История нашего аэроклуба началась давно, с того времени, как мы с братом поступили в училища (я хотел учиться в летном, но по зрению не проходил, поэтому не стал испытывать судьбу, и сдал документы в Егорьевское авиационно-техническое училище, а младший брат Слава поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации).
Однажды отец вез меня в Егорьевск после увольнения, и мы увидели, как ребята летали на самодельном самолете. Это зрелище так нас зажгло, что потом в семейном кругу мы долго беседовали о возможности летать. Отец, как и я, не смог стать летчиком, но его и нас тянуло в небо. Ясная перспектива летать была только у Славы. А вот нам с отцом в то время летать было невозможно, но очень хотелось. Искорка, благодаря полетам самоделки Фадеева, зажглась еще ярче, и мы решили построить собственный самолет.
Начали после моего окончания училища в 1979 г., а закончили постройку только в 1987 г. Процесс был долгим: шла трансформация первоначального проекта из одноместного самолета в двухместный - сначала строили одно, потом другое, менялись план и сроки.
Первоначальный вариант предусматривал одноместный самолёт с деревянным низкорасположенным свободнонесущим крылом и двигателем от мотоцикла "Урал". Впоследствии самолет претерпел ряд изменений конструкции и силовой схемы, в частности был установлен чешский авиадвигатель М-332 с впрыском топлива, применено хвостовое оперение от самолета "ZLIN-323", ферма фюзеляжа переделана под два рядом расположенных пилотских сиденья. Все это привело к значительному увеличению массы конструкции и необходимости замены уже готового деревянного крыла на доработанное от того же "ZLIN-323", что впоследствии дало повод всем недоброжелателям обзывать "АИСТ" "ТРЕНЕРом" домашней сборки.
В конце концов в 1987 году двухместный самолет "Аист" был построен и принял участие в проходившем в Москве в Тушино смотре-конкурсе самодельных летательных аппаратов (СЛА-87). Однако, спешка на заключительном этапе сборки с желанием попасть на слет привела к неполадкам двигателя и облетать самолет довелось только в следующем 1988 году. После СЛА-87 мы попали в реестр, потом участвовали в СЛА-89 в Ярославле и в Риге. Летали на эти слеты уже на своем самолете.
Самолет получился замечательный, с отличными летными качествами, простой в обучении и пилотировании. Одновременно вскрылись и все просчеты и недостатки конструкции, неизбежные при проектировании. Тем не менее, ничего другого в клубе тогда не было и на полетах собиралась большая команда друзей и знакомых и главной платой за удовольствие была канистра бензина.
А летать на нем впервые начали в Коломне. Все наши родственники, и я в том числе, научились летать на самолете, который построили своими руками. Отцу было труднее, он на Як-18T вылетел самостоятельно, а я полетел вначале на "Аисте", а уже потом на Як-18Т. К тому времени и они у нас появились, но это уже другая история.