slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3
        

1990 Перелет в Америку

1990 Перелет в Америку


В 1990 году при участии и поддержке Международного фонда авиационной безопасности (МФАБ), ДОСААФ и Федерации любителей авиации (ФЛА) был организован и успешно проведён перелёт шести самолётов Як-18Т и Ан-2 по маршруту Москва-Сиэттл-Москва. Спонсором перелёта выступило производственное объединение "Подольскшвеймаш". Основной целью перелёта было ознакомление с опытом развития авиации общего назначения в США и Канаде, установление дружеских отношений между авиаторами Канады, США и СССР, а также поддержание престижа советской авиации.


Руководителем перелёта был назначен Президент МФАБ Валерий Георгиевич Шелковников. Генеральным спонсором перелёта стал один из первых пилотов любителей СССР - генеральный директор "Подольскшвеймаш" Комаренко Григорий Алексеевич. Обязанности начальника лётной службы перелёта исполнял генерал-майор авиации, начальник управления ДОСААФ Новиков Юрий Федорович. Душой и основной движущей силой был создатель Федерации любителей авиации России Николай Вячеславович Громцев.


С американской стороны организацию перелёта осуществлял бывший Администратор Федеральной авиационной Администрации США адмирал Дональд Д.Энген, известный пилот, освоивший более 250 типов воздушных судов.


Полёт, проходивший над территорией России, Канады, США вызывал живой интерес авиационной общественности и широко освещался средствами массовой информации этих стран. Полёт длился полтора месяца, общий налёт составил 158 лётных часов, 48 взлётов и посадок.


Проведённый более 10 лет назад авиаперелёт дал первый толчок развитию авиации общего назначения, столь развитой в Европе и Америке и только нарождающейся в России. Как известно: "Одна миля дороги не ведёт никуда, одна миля взлётно-посадочной полосы ведёт куда угодно".


В 1990 году наш аэроклуб принимал самое непосредственное участие в первом международном авиаперелёте наших любителей в Америку до Сиэттла. Из семи "ЯКов" пять принадлежали нашему клубу.


Маршрут перелёта Москва-Сиэтл:
Москва - Казань - Саранск - Ульяновск - Бугульма - Уфа - Челябинск - Петропавловск - Омск - Куйбышев - Томск - Красноярск - Братск - Киренск - Ленск - Олёкминск - Якутск - УстьМайя - Охотск - Магадан - Каменское - Марково - Анадырь - Провидение - Уэлен - Nome - Galena - Fairbanks - Tanacross - Whitehorse - Watson Lake - Fort Nelson - Fort St. John - Williams Lake - Victoria - Seattle.


28 июля 1990г с тушинского аэродрома шесть ЯК-18T в сопровождении Ан-2 взмыли в небо, чтобы в один прекрасный августовский день приземлиться в Америке. Были и цветы, и улыбки очаровательных красавиц, и готовность номер один экипажей, и общение с президентом Федерации любителей авиации летчиком-космонавтом Игорем Волком, его замом Николаем Громцевым и другими отважными парнями.

Почему для перелёта выбрали ЯК-18Т? Это совершенные, надёжные, проверенные лёгкие самолеты, хорошо знакомые всем пилотам, способные выдерживать перегрузки.

В пути было немало остановок: Рязань, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Иркутск, Бухта Провидения... И везде нас ожидал радушный, тёплый приём.


На Аляске нас встретил лидер американской любительской авиации летчик Милорд Хармон, установивший 155 мировых рекордов.

Губернатор Штата Аляска господин Стив Купер


Диплом

Признавая, что авиация общего назначения возникла в Советском Союзе всего лишь месяц назад;
Признавая, что Фонд авиационной безопасности создан в Советском Союзе для развития авиации общего назначения;
Признавая, что Фонд авиационной безопасности осуществляет исторический перелёт преимуществ и потенциала авиации общего назначения;
Признавая, что в ходе этого демонстрационного перелёта его участники проделают путь равной половине окружности земли и пересекут тринадцать временных поясов от Москвы до Сиэттла через Аляску и вернутся по тому же маршруту;
Признавая, что впервые в истории воздушные суда общего назначения Советского Союза осуществляют полёт в Аляску;
и Признавая, что данный перелёт демонстрирует миру, что Советский Союз присоединяется к другим странам мира, развивающим авиацию общего назначения.
Я, губернатор штата Аляска, поздравляю президента Фонда авиационной безопасности СССР Валерия Шелковникова и членов Фонда с историческим перелётом и проявленным ими мужеством и стойкостью. Разрешите приветствовать Вас в штате Аляска, приглашаю еще раз прилететь в наш штат для дальнейшего укрепления замечательных дружеских отношений с Советским Союзом.
Настоящий документ скреплён печатью штата Аляска 13 августа 1990 года.
Стив Купер Губернатор штата Аляска


Обратный авиаперелет Сиэттл-Москва проходил практически по тому же маршруту:
Seattle - Victoria - Prince George - Fort Nelson - Watson Lake - Whitehorse - Tanacross - Fairbanks - Galena - Nome - Провидение - Анадырь - Марково - Каменское - Магадан - Охотск - УстьМайя - Якутск - Олёкминск - Ленск - Киренск - Братск - Красноярск - Томск - Куйбышев - Омск - Петропавловск - Челябинск - Уфа - Бугульма - Ульяновск - Саранск - Казань - Москва.


В 2000 году в ознаменование 10-летия исторического перелёта самолетов Як-18Т и Ан-2 по маршруту Москва-Сиэттл-Москва участники перелёта были награждены почётными дипломами :

Маркалов Анатолий Максимович


Маркалов Вячеслав


Маркалов Александр


русские пилоты в Форт Нельсон
русские пилоты в Форт Нельсон
(145 KB)



американская пресса о нас
(110 KB)


пилоты Аист-М перед вылетом
пилоты Аист-М перед вылетом

Александр Маркалов с борта Ан-2
Александр Маркалов с борта Ан-2


фотоальбом »»