slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3
        

ДЕТСКАЯ МЕЧТА - ЛЕТАТЬ

В авиацию влюблен с рождения

Владимир Иванович Толстиков,
заместитель главного редактора журнала «КР»

НАША СПРАВКА
«Аэроклуб «Аист-М» АНО «Аэроклуб «Аист-М» - эксплуатант авиации общего назначения. Удовлетворяет требованиям законодательства Российской Федерации. И изданным в соответствии с ним нормативным актам, регулирующим деятельность авиации общего назначения и способен осуществлять внутренние перелеты.
(Свидетельство эксплуатанта АОН № АОН-08-15-115 от 23.03.2015г.)
«Аист» - автономная некоммерческая организация. Председатель правления, Александр Анатольевич Маркалов. Почетный президент клуба - Анатолий Максимович Маркалов.

В который раз убеждаюсь, детская мечта, если она исходит из глубины души, чаще всего становится стержнем всей последующей жизни. И, что очень важно, своевременная поддержка родителей. Чего греха скрывать, нынче далеко не всегда можно увидеть уважительное отношение к романтическим устремлениям детей со стороны их родителей. А ведь, как показывает практика, за этой, казалось бы, наивной романтикой скрывается целая жизнь, полная ярких и незабываемых красок. Подтверждением тому служит знакомство с уникальным человеком, который был влюблен в авиацию с момента… рождения. Можно улыбаться по этому поводу сколько угодно, но факт остается фактом.
Наш собеседник, почетный президент «Аэроклуба «Аист-М», расположенного в живописной деревушке Сельнниково Коломенского района, Анатолий Максимович Маркалов. Его имя упоминалось в нашей публикации в связи с 25-летием легендарного трансатлантического перелета в США.
- Детская мечта, впоследствии основательно вошедшая в мою жизнь, скорее всего, возникла от вечного стремления человека летать словно птица. Удивительно то, что родился в глухой деревушке Рязанской области, где об авиации толком ничего и знали. Какая там авиация, даже машин в раннем детстве в нашей деревушке не было.
Чуть позже, правда, появились полуторки. Мой отец был председателем колхоза. Он меня всегда с собой возил на машине. Благодаря этим поездкам, смог впервые увидеть АНы, которые были задействованы химработами на сельхозполях.
И сейчас помню, с каким рвением пацаном тогда наблюдал за самолетами. Мой интерес был вполне объясним: вечная мечта летать – это же вообще интересно! Это захватывало меня целиком! Поэтому, когда говорю, что авиацию полюбил с рождения, это действительно так и есть.
Но начинались эти наблюдения не с самолетов, а с…птиц. Очень острыми были ощущения, когда наблюдал за полетами скворцов. Для себя никак не мог объяснить, как у них получается после приземляться плавно становиться на лапки и потом лихо расхаживать по земле. Очень внимательно наблюдал за динамикой их полета. Все движения скворца изучил досконально. Наблюдал за ними с неподдельной завистью и с какой-то грустью. Мозгами понимал, что даже если мне прикрепить крылья и выпрыгнуть из окна высотного здания - упаду как камень и разобьюсь. И все же, полеты птиц завораживали детское воображение. Одним словом, эти аэродинамические вопросы птичьего полета для меня в раннем детстве так и остались без ответа.
Но даже при таком раскладе, жизнь продолжалась и наполняла меня все новыми ощущениями в формировании детской мечты. Этому способствовали поездки с отцом на полуторке по близлежащим деревням. С повышенным интересом наблюдал за всем, что попадало в поле зрения. Отец как-то ненавязчиво мне обо всем, встречавшемся на пути следования в деталях объяснял. Только с годами осознал, что это была благодатная почва, когда я всю эту информацию впитывал и наполнял самого себя тем, что впоследствии стало жизненным стержнем.
Сейчас никого, наверное, уже не удивишь, а в те годы, когда мне едва исполнилось 10 лет, я был беспредельно счастлив, когда, дотянувшись до педали полуторки, мог самостоятельно ее завести и с разрешения отца прокатиться по улицам деревни.
Жизнь для меня стала первым учителем и наставником. Это не общая фраза. С детства был наблюдательным: учился у взрослых жизненной премудрости и стремился быть похожим на них.
Жизнь сельской молодежи в нашей деревне не была скучной. На наших деревенских посиделках всегда было весело и интересно. Играл на чужой гармошке, так как своей не было. И сейчас играю, правда, как самоучка. Зато внук играет так, что сердце замирает.
- Когда же авиация впервые вошла в Вашу жизнь?
- Когда призывался на срочную службу. На призывной комиссии в Нарофоминске готовили группу для отправки в Германию. А перед этим проводилось собеседование с призывниками. Мне тогда задали прямой вопрос, хочу ли я служить в армии? Для меня он был безальтернативным: а разве бывает по-другому? Конечно, хочу. Правда, сразу уточнил, что очень люблю авиацию и очень хочу постоянно прикасатьсярукой к крылу самолета. Мой ответ, видимо, произвел впечатление. И хотя в те годы не очень-то учитывались пожелания, меня зачислили в авиацию. Воинская часть, в которой мне пришлось служить, находилась недалеко от Берлина. Обучался в авиационной школе. После ее окончания меня зачислили в полк младшим специалистом по обслуживанию самолетов.
- Демобилизация у Вас затянулась на полгода. С чем это было связано?
- С испытаниями нового оружия в Семипалатинске. Только через полгода вернулся домой. Оставаться в родной деревне не захотел, хотя имелись неплохие перспективы трудоустройства. Реально мог получить права шофера, работать механиком или завгаром. Уехал в Москву. Рассчитывал в столице себя реализовать. Увы, жизнь внесла свои коррективы, о которых сейчас нисколько не жалею.
В конце 60-х начале 70-х покупаю дом в Сенниково возле Коропчеевского аэродрома с целью организации что-то вроде авиационного клуба.
- И ради этого московскую квартиру поменяли на дом в деревне?
- Как бы банально это не звучало, в эту деревушку меня занесла любовь ради к авиации. В Москве однозначно – я бы не имел столько возможностей в реализации собственной мечты, организации клуба, как в деревне.
Моя мечта всегда оставалась приоритетной. Желание было настолько сильным, что начали с того, что самостоятельно построили двухместный самолет. На это ушло порядка 6 лет. Кстати, на нем летал Новиков Юрий Федорович на параде в Тушино. Он впоследствии возглавлял группу по перелету легкомоторных самолетов в США и обратно.
Во всех моих начинаниях сквозила стержневая линия, берущая начало с раннего детства – летать подобно птице. Может, именно поэтому все планы становились явью.
- Внутренний интерьер Вашего клуба напоминает настоящий музей гражданской авиации.
- Так оно и есть. Здесь с каждым экспонатом связана целая история. Ни одного случайного предмета здесь нет.
- А иконы?
- Они тоже здесь на видных местах размещены не случайно. Мы уже прошли период сплошного атеизма. Кто хочет помолиться, тот молится. Никаких притеснений и, тем более, никакой иронии по этому поводу нет и быть не может. Я искренне рад, что духовность русского православия получила такое продолжение.
- Новое всегда воспринимается с настороженностью. Кто поддержал Вас с идеей создания аэроклуба?
- Федерация любителей авиации, которую в те годы возглавлял И.П.Вовк. А самым активным нашим союзником был Громцев из генштаба. Даже занимая столь высокую должность, он мечтал о полетах. Мы для него оказались благоприятной почвой. Именно у нас он смог реализовать свою мечту летать.
В своих намерениях создать клуб мы были по сути первооткрывателями. Громцев оказывал нам всяческое содействие в плане реализации идеи: он продвигал наш проект, помогал и организационно, и материально.
В СССР авиаклубы были. Но ни один из них не создавался с таким напором, как наш. Мною двигала столь неудержимая энергия, что меня оставить на пути к реализации мечты было невозможно. Особенно этот напор усилился после трансатлантического перелета в США, осуществленный 25 лет тому назад.
- Для кого-то 90-е годы – мрачная страница в истории, а для Вас, по-видимому, она таковой не является?
- Можно и так сказать. В начале 90-х этого состоялся известный авиаперелет в Америку. Именно он укрепил нас в намерении развивать не только наш клуб, но иметь собственный аэродром. Чтобы члены клуба могли сотрудничать и с представителями любой зарубежной страны.
- Что именно изменилось после распада СССР?
- Да, собственно, все. Самое главное - возможности и перспективы развития у членов клуба значительно расширились. И реальные контакты с зарубежными партнерами не заставили долго ждать. Вскоре, в России появились экипажи летчиков из Германии, США. Они прилетали в Шереметьево, а оттуда мы их забирали на собственных самолетах и привозили на аэродром клуба. Общались с ними напрямую, реально демонстрируя демократичность нашего общества.
- Расшифруйте название клуба.
- Аэроклуб «Аист-М123». Дословно это выглядит так. Аэроклуб – это понятно и здесь нет необходимости что-либо комментировать. Почему Аист? Это птица, которая ВСЕГДА возвращается с неба на землю. Родную землю, где ее с радостью встречают, и где ей искренне машут рукой. Теперь, расшифруем «М123». «М» - это Маркаловы. 123: 100 - первая модель, двухместный и трое Маркаловых..
- На начальном этапе создания клуба приходилось преодолевать чиновничьи преграды?
- Отнюдь. В те годы и для чиновников было очевидным, что у малой авиации серьезные перспективы. К примеру, районные военные комиссариаты с готовностью от нас принимали уже готовых к полетам призывников, что было реальным подтверждением полезности функционирования нашего клуба.
Наш постоянный партнер - Сасовское училище гражданской авиации. Их курсанты проходят практику в клубе, а потом специальная аттестационная комиссия принимает у них экзамены. Еще не было случая, чтобы курсанты проваливали экзамены. Необходимые 40 часов налета всегда выдерживаются в полном объеме.
Кто наши потенциальные ученики? Если брать близлежащие населенные пункты, то слишком большой перегрузки у нас нет. Наш принцип: максимальное обеспечение необходимых условий для успешного постижения азов авиационных специальностей.
Совсем недавно, когда мой внук приписывался в райвоенкомате, там еще раз отметили эффективность нашей профориентационной работы. Призывников готовим по следующим специальностям: механиков (профилактика, техническое обслуживание), клепальщик, моделист-конструктор, сварщик. Самолет требует повышенного опыта. Поэтому вышеперечисленные специальности акцентируются исключительно на авиационную специфику.
- Кадровая проблема перед Вами стоит?
- Для нас ее не существует. Преподавательские функции выполняют постоянные члены клуба. К примеру, Александр, мой старший сын – летчик, инженер-механик. А второй сын Вячеслав возглавляет основной блок: инструкторский, методический и как преподаватель-педагог. Он владеет прекрасными навыками управления всеми марками самолетов. С юридической точки зрения - у нас все документы оформлены в соответствии с законодательством РФ.
- На проведение работ, осуществляемых в клубе, разрешения имеются?
- А как же без них? В полном объеме. Это и соответствующие программы, планы занятий и специальная литература. У нас имеется очень приличная библиотека, где можно более глубоко изучить тот или иной вопрос. О формализме в нашей работе говорить не приходится. Стараемся все продумать до мелочей. Наши программы обучения полностью соответствуют программам федерального уровня.
- Надо полагать, что и сам клуб имеет соответствующие учредительные документы.
- Без них мы бы не смогли даже существовать. Клуб зарегистрирован и имеет сертификат эксплуатанта. На наших самолетах осуществлялись полеты по Европе и Ближнему Востоку. В активе клуба множество наград, среди которых и международные. А это о многом говорит.
- Как Вам удается в финансовом плане быть наплаву?
- Сразу отмечу, в нашем клубе особо не разбогатеешь. Вместе с тем, текущие расходы мы обеспечиваем в полном объеме. И это притом, что у нас самые низкие расценки по оказанию услуг в регионе.
Несколько слов об услугах. Потенциальным клиентам мы оказываем целый комплекс услуг, которые выгодно отличаются от услуг наших конкурентов. Приезжих на время их пребывания в клубе бесплатно обеспечиваем в нашей микро гостинице комфортной комнатой. Для отдыха имеется прекрасный бильярдный зал. Имеется и уютная столовая. Даже для желающих порыбачить у нас имеется возможность. В свое время для пруда был вырыт двухметровой глубины котлован до родниковых источников. Сейчас там водятся караси.
Что касается финансовой составляющей. У нас имеется стабильный штат партнеров, с которыми мы на договорной основе сотрудничаем. Имеем контракты на много лет вперед. Так что, финансовые гарантии у нас имеют серьезную основу. Денег, чтобы разбогатеть, конечно, нет. Но их вполне хватает, чтобы клуб полноценно функционировал и развивался.
Мы всем рады. Создаем максимально комфортные условия и для работы, и для отдыха. Все, кто соприкасается с клубом «Аист», приходят к твердому убеждению, что здесь люди работают на совесть.
- С чего начинался клуб в деревне Сельниково?
- С переговоров с председателем колхоза. Речь шла о выделении клубу участка земли, который практически не использовался и не приносил никакой пользы хозяйству. Все организационные вопросы на взаимовыгодной основе были достигнуты. На участке нынешнего аэродрома тогда рос овес. Поле сначала прокультивировали. Потом засеяли травой и утрамбовали трактором. Получилась прекрасная грунтовая взлетно-посадочная полоса. После стольких лет эксплуатации к качеству полосы у нас никаких претензий.
- Когда Вы говорили о развитии клуба, что имели ввиду?
- Да хотя бы недавно построенный современный ангар, где могут разместиться сразу три самолета. А на втором этаже планируем разместить технические службы. Сейчас проводим серьезную передислокацию подсобных помещений. Словом, планы очень серьезные.
- Членами Вашего клуба являются экипажи из других регионов России. К примеру, из того же Воронежа. Как строятся отношения между членами клуба?
- О символических взносах даже не стану говорить: они не столь существенны, чтобы на них заострять внимание. К членам клуба из других регионов мы предъявляем серьезные технические требования. Безопасность полетов еще никто не отменял. Поэтому первое и самое главное требование – исправность и еще раз исправность летательного аппарата.
- ЯК-18Т – это как музейный экспонат?
- Что вы! Это наша гордость и настоящая легенда. Именно он принимал участие в трансатлантическом перелете в США. Самолет в рабочем состоянии, заводится с полуоборота. Ежегодно на нем проводится техобслуживание. На нем же и практические занятия по летному мастерству проводятся. К слову сказать, к нам приезжали из многих стран мира, чтобы его воочию увидеть.
Во время беседы на аэродроме приземлился легкий самолет, прилетевший из Воронежа. Его экипаж - члены клуба «Аист-М». Они любезно согласились принять на борт журналиста «Крыльев Родины» и генерал-майора в запасе, летчика Новикова Юрия Федоровича. В полете мы смогли полюбоваться прекрасными видами с высоты птичьего полета. Ощущения? Потрясающие! Настолько потрясающие, что захотелось еще раз их ощутить. На этот раз наши пожелания помог реализовать Вячеслав Маркалов на современном легкомоторном самолете.
Когда уезжали из гостеприимной деревни Сенниково, сложилось впечатление, что снова вернемся. Может, это и есть неповторимая притягательность детской мечты, которая так глубоко врезается в душу и сердце?

P.S. Для читателей «Крыльев Родины сообщаем, что нынешним летом Анатолию Максимовичу Маркалову исполнилось 85. Когда мы с ним общались, то его возраст никак не сказывался: перед нами был эдакий «живчик»: подвижный и с потрясающей жизнеутверждающей энергией.
Александр Анатольевич, от имени всего нашего редакционного коллектива искренне желаем Вам здравия и чтобы Вы и впредь окружающих заряжали кипучей энергией ЖИЗНИ и СОЗИДАНИЯ!